Модельный Закон: О негосударственной (частной) охранной деятельности и негосударственной (частной) сыскной деятельности


МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О негосударственной (частной) охранной деятельности и негосударственной (частной) сыскной деятельности

Подписан Украиной на двадцать первом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи СНГ
(постановление № 21-6 от 16 июня 2003 года)

Принята на двадцать первом
пленарном заседании МПА СНГ
(постановление № 21-6 от 16 июня 2003 года)

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением негосударственной (частной) охранной деятельности (далее – охранная деятельность) и негосударственной (частной) сыскной дея-тельности (далее – сыскная деятельность), определяет правовую основу, прин-ципы и задачи указанных видов деятельности, порядок взаимодействия субъек-тов охранной и сыскной деятельности с государственными органами в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью, а также деятельность служб безопасности юридических лиц в интересах обеспечения собственной безопас-ности.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:
охранная деятельность – лицензируемый вид деятельности по оказанию предусмотренных настоящим Законом охранных услуг негосударственными (частными) охранными организациями физическим и юридическим лицам на договорной (возмездной) основе;
сыскная деятельность – лицензируемый вид деятельности по оказанию предусмотренных настоящим Законом сыскных услуг физическим и юридиче-ским лицам на договорной (возмездной) основе негосударственными (част-ными) сыскными организациями и сыщиками (индивидуальными предприни-мателями);
негосударственная (частная) охранная организация (далее – охранная организация) – коммерческая организация, зарегистрированная в установлен-ном законом порядке, имеющая лицензию на осуществление охранной деятель-ности и учрежденная специально для оказания охранных услуг;
негосударственная (частная) сыскная организация (далее – сыскная ор-ганизация) – коммерческая организация, зарегистрированная в установленном законом порядке, имеющая лицензию на осуществление сыскной деятельности и учрежденная специально для оказания сыскных услуг;
служба безопасности – структурное подразделение, создаваемое юриди-ческим лицом для обеспечения собственной безопасности;
охранник – гражданин, прошедший специальную подготовку для работы в качестве охранника, получивший в установленном законом порядке разреше-ние на ношение огнестрельного оружия и специальных средств, удостоверение охранника и работающий в охранной организации по трудовому договору;
сыщик – гражданин, работающий в сыскной организации или службе безопасности по трудовому договору или получивший в установленном зако-ном порядке лицензию на осуществление негосударственной сыскной деятельности и зарегистрированный в качестве индивидуального предприни-мателя;
охраняемое лицо – физическое лицо, заключившее с охранной организа-цией договор (на возмездной основе) на оказание охранных услуг по защите своей жизни и здоровья, а равно сотрудник юридического лица, защита жизни и здоровья которого осуществляется на основании договора, заключенного юри-дическим лицом с охранной организацией;
охраняемые объекты – здания, строения, сооружения, территории и аква-тории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспорти-ровке, денежные средства и иное движимое и недвижимое имущество, подле-жащее защите от противоправных посягательств;
охранные меры – совокупность действий охранных организаций по обес-печению защиты охраняемых объектов и охраны физических лиц;
пропускной режим – установленный в пределах охраняемого объекта по-рядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспорт-ных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов;
внутриобъектовый режим – установленный в пределах охраняемого объекта порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, вы-полняемых лицами, находящимися на охраняемых объектах, в соответствии с требованиями правил внутреннего распорядка;
телохранитель – охранник, выполняющий охранные функциональные обязанности установленные настоящим Законом, прошедший специальную подготовку для работы по защите жизни и здоровья охраняемых лиц, в том числе с использованием служебного оружия, получивший в установленном на-стоящим Законом порядке удостоверение телохранителя и работающий в ох-ранной организации по трудовому договору;
удостоверение охранника – документ, выдаваемый охраннику по месту работы и подтверждающий его правовой статус и работу в соответствующей охранной организации;
удостоверение телохранителя – документ, выдаваемый телохранителю по месту работы и подтверждающий его правовой статус и работу в соответст-вующей охранной организации.

Статья 2. Правовая основа охранной и сыскной деятельности

Правовую основу охранной и сыскной деятельности составляют консти-туция государства, общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров, настоящий Закон, другие законы, а также прини-маемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты государства.

Статья 3. Основные задачи охранной и сыскной деятельности

Основными задачами охранной и сыскной деятельности являются:
– обеспечение экономической безопасности предпринимательства;
– оказание охранных и сыскных услуг юридическим и физическим лицам в целях защиты их прав и законных интересов;
– охрана объектов и физических лиц от противоправных посягательств;
– обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;
– содействие правоохранительным и иным государственным органам в обеспечении правопорядка и борьбы с преступностью.

Статья 4. Принципы охранной и сыскной деятельности

Охранная и сыскная деятельность осуществляются на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов физических и юридических лиц.

ГЛАВА II. ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 5. Осуществление охранной деятельности

Охранная деятельность осуществляется юридическими лицами, учреж-денными специально для выполнения этого вида деятельности, путем оказания охранных услуг, предусмотренных настоящим Законом.
Юридические лица вправе заниматься охранной деятельностью только при наличии лицензии. Наличие у лицензиата лицензии на охранную деятель-ность подтверждается соответствующим документом, выдаваемым ему лицен-зирующим органом.
Охранная деятельность не осуществляется в отношении объектов, подле-жащих государственной охране.

Статья 6. Перечень документов, предоставляемых соискателем ли-цензии на охранную деятельность в лицензионный орган для принятия решения о предоставлении лицензии

Для получения лицензии на охранную деятельность, связанную с оказа-нием услуг, предусмотренных пп.2 – 6 статьи 8 настоящего Закона, юридиче-ское лицо представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:
– заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и ор-ганизационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения;
– лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо наме-рено осуществлять;
– копии учредительных документов и копию документа о государствен-ной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъ-явлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом);
– копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в нало-говом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена но-тариусом);
– документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотре-ние лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
– сведения о квалификации работников соискателя лицензии;
– документ, подтверждающий прохождение руководителем юридическо-го лица специальной подготовки по программе, предусмотренной для руково-дителей охранных организаций;
– документ, подтверждающий наличие у руководителя юридического ли-ца.
Для получения лицензии на охранную деятельность, связанную с оказа-нием услуги, предусмотренной п. 1 статьи 8 настоящего Закона, юридическое лицо представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие до-кументы:
– заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и ор-ганизационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, а также лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо намере-но осуществлять;
– копии учредительных документов и копию документа о государствен-ной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъ-явлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом);
– копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в нало-говом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена но-тариусом);
– документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотре-ние лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
– сведения о квалификации работников соискателя лицензии;
документ, подтверждающий прохождение руководителем юридического лица специальной подготовки, связанной с оказанием охранной услуги, преду-смотренной п.1 статьи 8 настоящего Закона, с использованием огнестрельного оружия;
– документ, подтверждающий наличие у руководителя высшего образо-вания;
– документ, содержащий сведения о квалификации работников охранной организации.
Кроме того, юридическое лицо должно подтвердить:
– наличие в охранной организации не менее пяти охранников, имеющих разрешение на ношение огнестрельного оружия и специальных средств;
– осуществление юридическим лицом охранной деятельности с использо-ванием огнестрельного оружия в течение не менее одного года;
– отсутствие письменных уведомлений лицензирующего органа в адрес охранной организации или фактов приостановления и аннулирования упомяну-тых разрешений охранникам, связанных с небрежным хранением, ношением и (или) использованием служебного оружия, если это повлекло тяжкие последст-вия.
При оказании услуг по защите жизни и здоровья граждан лицензиат обя-зан заключить договор страхования ответственности по обязательствам, возни-кающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу треть-их лиц при оказании охранной услуги по защите жизни и здоровья охраняемых лиц.
Лицензии на осуществление охранной деятельности в пределах пригра-ничной территории предоставляются по согласованию с государственным ор-ганом по пограничной службе, государственным органом по безопасности и го-сударственным таможенным органом.

Статья 7. Виды документов, подтверждающих наличие лицензии
на охранную деятельность

Лицензирующий орган выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии на охранную деятельность, а именно:
– документ категории «А» – подтверждающий наличие у охранной орга-низации лицензии на осуществление охранной деятельности и дающий право на оказание охранных услуг, предусмотренных пп.2 – 6 статьи 8 настоящего Закона;
– документ категории «Б» – подтверждающий наличие у охранной орга-низации лицензии на осуществление охранной деятельности и дающий право на оказание охранной услуги, предусмотренной пп.1 – 6 статьи 8 настоящего Закона.
Подтверждающие наличие лицензий документы, выдаваемые охранным организациям, должны иметь степень защиты документов строгой отчетности, учетную серию и номер. Указанные документы изготовляются централизован-но по образцам, установленным лицензирующим органом.
Действие лицензии на охранную деятельность распространяется на всю территорию государства.

Статья 8. Виды охранных услуг, оказываемых при осуществлении
охранной деятельности

В связи с осуществлением охранной деятельности разрешается оказание следующих видов охранных услуг:
1) защита от противоправных посягательств на жизнь и здоровье физиче-ских лиц, в том числе с использованием огнестрельного оружия;
2) охрана объектов, недвижимого и движимого имущества (в том числе при его транспортировке), находящегося в собственности или во владении (пользовании) на законном основании;
3) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов на охраняе-мых объектах;
4) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
5) подготовка рекомендаций клиентам по вопросам физической, техниче-ской, информационной и иной правомерной защиты от противоправных пося-гательств, а также защиты информации и технологий, юридических и физиче-ских лиц;
6) производство работ по проектированию, монтажу, ремонту и эксплуа-тационному обслуживанию средств охранной сигнализации, а также средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (только при нали-чии соответствующей лицензии, выдаваемой уполномоченным органом испол-нительной власти).

Статья 9. Заключение договора на оказание охранных услуг

Охранная организация заключает с клиентом в письменной форме дого-вор (на возмездной основе) на оказание охранных услуг в порядке, установлен-ном гражданским законодательством и настоящим Законом.
Документы и материалы, содержащие сведения об исполнении договора на оказание охранных услуг, подлежат хранению в охранной организации в те-чение пяти лет.
Запрещается заключение договора на оказание охранных услуг, преду-смотренных пп.2 – 3 статьи 8 настоящего Закона, с физическими и юридиче-скими лицами, заведомо не владеющими (не пользующимися) подлежащим ох-ране имуществом на законном основании.
О заключении договора на оказание охранных услуг в пределах пригра-ничной территории руководитель охранной организации обязан уведомить го-сударственный орган по пограничной службе, государственный орган по безо-пасности и государственный таможенный орган.

Статья 10. Документирование действий по пресечению правонару-шений, выявленных в процессе осуществления охранной деятельности

При пресечении правонарушения в отношении охранника, охраняемого лица, охраняемого объекта, при задержании правонарушителей, применении огнестрельного оружия, специальных средств, а также физической силы, если это повлекло за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, их имуще-ству, охранник обязан незамедлительно сообщить об этом руководителю ох-ранной организации и в обязательном порядке в устной или письменной форме проинформировать орган внутренних дел. Руководитель охранной организации при получении указанной информации также обязан немедленно в письменной форме проинформировать соответствующий правоохранительный орган в письменной форме об имевшем место правонарушении с указанием времени, места и других обстоятельств его совершения, а также о своих действиях по пресечению правонарушения и обеспечению безопасности охраняемого объек-та, собственности либо охраняемого лица.
В случае обнаружения признаков преступления охранник обязан до при-бытия сотрудников правоохранительных органов по возможности принять ме-ры по сохранению следов преступления, выявлению очевидцев и фиксации их установочных данных.
Материалы об имевшем место правонарушении и о принятых мерах должны храниться в охранной организации не менее пяти лет.

Статья 11. Ограничения при осуществлении охранной деятельности

При осуществлении охранной деятельности запрещается:
– скрывать факты готовящихся или совершенных преступлений незави-симо от интересов клиентов;
– осуществлять полномочия должностных лиц правоохранительных ор-ганов и иных уполномоченных государственных органов;
– препятствовать сотрудникам правоохранительных, в том числе тамо-женных, налоговых органов, органов безопасности, органов пограничной служ-бы, а также сотрудникам других государственных органов в осуществлении полномочий, предоставленных законами и иными нормативными правовыми актами, при предъявлении ими соответствующих документов;
– использовать в охранной деятельности специальные средства, предна-значенные для негласного получения информации;
– совершать действия, посягающие на права, свободы и собственность граждан, а также ставящие под угрозу их жизнь и здоровье, честь и достоинст-во;
– разглашать без согласия гражданина сведения, которые затрагивают частную жизнь, личную и семейную тайну, ставшие известными в процессе осуществления охранной деятельности, за исключением случаев, преду-смотренных законодательством;
– передавать кому-либо разрешение на ношение огнестрельного оружия и специальных средств и удостоверение охранника (телохранителя) для исполь-зования их другими лицами.
В процессе осуществления охранной деятельности запрещается ношение форменной одежды со знаками различия и (или) с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих ор-ганов.
Руководители охранной организации и охранники (телохранители) не мо-гут находиться на государственной и муниципальной службе, заниматься вы-борной оплачиваемой деятельностью в общественных организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Они также не вправе занимать не связанные с охранной деятельностью должности работни-ков в других коммерческих и некоммерческих организациях (в том числе и при работе по совместительству), если охранная организация, с которой они состоят в трудовых отношениях и в которой за ними закреплено служебное оружие, оказывает охранные услуги с использованием служебного оружия упомянутым коммерческим или некоммерческим организациям либо их работникам (учре-дителям). Несоблюдение указанного требования может повлечь приостановле-ние действия лицензии на охранную деятельность юридического лица.
Охранник (телохранитель) в случае утраты разрешения на ношение огне-стрельного оружия и специальных средств или утраты удостоверения охранни-ка (телохранителя) обязан незамедлительно проинформировать об этом руко-водителя охранной организации, а последний – соответствующий орган внут-ренних дел.

ГЛАВА III. СЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 12. Осуществление сыскной деятельности

Сыскная деятельность осуществляется сыскной организацией либо сы-щиками, для которых сыскная деятельность является основным видом занято-сти, путем оказания сыскных услуг, предусмотренных настоящим Законом.
Наличие у лицензиата лицензии на сыскную деятельность подтверждает-ся соответствующим документом, выдаваемым лицензирующим органом.

Статья 13. Перечень документов, предоставляемых соискателем ли-цензии на сыскную деятельность в лицензионный орган для принятия ре-шения о предоставлении лицензии

Для получения лицензии на сыскную деятельность юридическое лицо предоставляет в лицензирующий орган следующие документы:
– заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и ор-ганизационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, а также лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо намере-но осуществлять;
– копии учредительных документов и копию документа о государствен-ной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъ-явлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом);
– копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в нало-говом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена но-тариусом);
– документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотре-ние лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
– сведения о квалификации работников соискателя лицензии;
– документ, подтверждающий прохождение руководителем юридическо-го лица специальной подготовки по программе, предусмотренной для руково-дителей сыскных организаций;
– документ, подтверждающий наличие у руководителя высшего, профес-сионального (юридического) образования;
– документ, содержащий сведения о квалификации работников сыскной организации.
Для получения лицензии на сыскную деятельность индивидуальный предприниматель предоставляют в лицензирующий орган следующие сведения и документы:
– данные документа, удостоверяющего личность, с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, а также лицензируемого вида деятельности, который индивидуальный предприниматель намерен осуществлять;
– копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в ка-честве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в слу-чае, если копия не заверена нотариусом);
– копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в нало-говом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена но-тариусом);
– документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотре-ние лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
– документ, подтверждающий прохождение индивидуальным предпри-нимателем специальной подготовки, по программе предусмотренной для сы-щиков;
– документ, подтверждающий у индивидуального предпринимателю на-личие юридического образования.

Статья 14. Виды сыскных услуг, оказываемых при осуществлении
сыскной деятельности

В связи с осуществлением сыскной деятельности разрешается оказание следующих видов сыскных услуг:
1) сбор сведений, а также предметов и документов по гражданским делам на основе договора с участниками процесса, отстаивающими в нем свои или представляемые ими права и законные интересы юридических и физических лиц;
2) сбор информации по поручению клиента для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
3) выявление по поручению клиента фактов и обстоятельств недобросо-вестной конкуренции, незаконного получения кредита, причин невыполнения долговых обязательств, незаконного получения и разглашения сведений, со-ставляющих коммерческую тайну, незаконного использования результатов ин-теллектуальной деятельности и средств индивидуализации, нарушений при вы-пуске ценных бумаг, неправомерных действий при банкротстве;
4) установление биографических и других характеризующих личность данных об отдельных физических лицах при заключении с ними трудовых и иных договоров (контрактов) с их письменного согласия;
5) поиск по поручению заказчика без вести пропавших лиц;
6) поиск по поручению заказчика утраченного имущества;
7) сбор сведений, а также предметов и документов по уголовным делам на основе договора с участниками процесса, отстаивающими в нем свои или представляемые ими права и законные интересы. В течение суток с момента за-ключения договора с физическим или юридическим лицом на сбор таких све-дений сыскная организация (сыщик) обязана письменно уведомить об этом дознавателя, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

Статья 15. Заключение договора на оказание сыскных услуг

Сыскная организация или сыщик (индивидуальный предприниматель) за-ключают с заказчиком договор на оказание сыскных услуг в письменной форме в порядке, установленном гражданским законодательством и настоящим Зако-ном.
Документы и материалы, содержащие сведения об исполнении договора на оказание сыскных услуг, подлежат хранению в сыскной организации, у сы-щика (индивидуального предпринимателя) в течение пяти лет.

Статья 16. Документирование сыщиком своих действий

Действия сыщика, совершаемые им при оказании сыскных услуг, предусмотренных статьей 15 настоящего Закона, подлежат обязательному документированию. При этом допускается использование видео- и аудиозапи-си, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не нарушающее права и свободы граждан, а также не причиняющее вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде.
Использование сыщиком при документировании своих действий инфор-мации о частной жизни лица без его согласия не допускается.

Статья 17. Ограничения при осуществлении сыскной деятельности

Сыщику, а также работнику сыскной организации, выполняющему сыск-ные функции, запрещается:
– скрывать от сотрудников правоохранительных органов ставшие им из-вестными в связи с исполнением обязанностей сыщика факты готовящихся или совершенных преступлений независимо от интересов клиентов;
– осуществлять полномочия должностных лиц правоохранительных ор-ганов и иных уполномоченных государственных органов;
– собирать сведения, связанные с частной жизнью, политическими и ре-лигиозными убеждениями граждан;
– использовать в сыскной деятельности специальные технические средст-ва, предназначенные для негласного получения информации и не предусмот-ренные соответствующими перечнями;
– осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия соответствующих должност-ных лиц или граждан;
– совершать действия, посягающие на права и свободы граждан;
– совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, дос-тоинство и имущество граждан;
– фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;
– разглашать собранную информацию, использовать ее не в интересах клиента, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством;
– передавать кому-либо свою лицензию и (или) удостоверение сыщика для использования их другими лицами.
Сыщик (индивидуальный предприниматель) в случае утраты лицензии или удостоверения сыщика обязан незамедлительно проинформировать об этом соответствующий правоохранительный орган, а сыщик, работающий по трудовому договору, – руководителя сыскной организации.
Осуществление сыщиком действий, влекущих за собой нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, либо связан-ных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, а так-же почтовых и иных сообщений, влечет за собой установленную законодатель-ством ответственность.

Глава IV. ПРАВОВОЙ СТАТУС ОХРАННИКА, ТЕЛОХРАНИТЕЛЯ И СЫЩИКА. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Статья 18. Правовой статус охранника и телохранителя

Охранник является работником по трудовому договору и на него распро-страняется действие законодательства о труде. Он выполняет трудовые обязан-ности и пользуется правами, предусмотренными настоящим Законом, при на-личии удостоверения охранника и разрешения на ношение огнестрельного оружия и специальных средств.
Гражданин, претендующий на работу в качестве охранника, при заклю-чении трудового договора с охранной организацией, обязан предоставить наря-ду с документами, предусмотренными трудовым законодательством, также до-кумент, подтверждающий прохождение им специальной подготовки.
Не вправе претендовать на приобретение статуса охранника и осуществ-лять охранную функцию следующие граждане:
– лица не достигшие возраста 18 лет;
– состоящие на учете в учреждениях здравоохранения по поводу психи-ческого заболевания, алкоголизма, наркомании или токсикомании либо имею-щие иное заболевание, препятствующее исполнению ими обязанностей ох-ранника и подтвержденное заключением учреждения здравоохранения;
– имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
– которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до раз-решения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);
– уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранитель-ных органов или из государственных военизированных организаций за дисцип-линарные проступки, если со дня увольнения прошло менее одного года.
Охранник, выполняющий функции телохранителя по защите жизни и здоровья охраняемого лица, должен обладать статусом охранника, установлен-ным статьей 19 настоящего Закона.
Вправе претендовать на приобретение статуса телохранителя и осущест-влять защиту жизни и здоровья граждан, в том числе и с использованием огне-стрельного оружия, лица:
– имеющие стаж работы не менее двух лет в качестве охранника, выпол-нявшего трудовые функции, связанные с оказанием услуг, предусмотренных пп.2 – 6 статьи 8 настоящего Закона;
– имеющие стаж работы не менее одного года в качестве выполнявшего указанные функции охранника при наличии стажа работы (службы) не менее трех лет в правоохранительных органах или в государственных военизирован-ных организациях, при условии, что его работа (служба) была связана с исполь-зованием огнестрельного оружия;
– прошедшие специальную подготовку для работы в качестве телохрани-теля.

Статья 19. Права охранника и телохранителя

Охранник при выполнении трудовых обязанностей имеет право:
– требовать от граждан, находящихся на территории охраняемого объек-та, выполнения своих законных требований в связи с исполнением им обязан-ностей охранника;
– требовать от работников, должностных лиц охраняемых объектов и других граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов и уда-лять, а при необходимости задерживать с применением физической силы, лиц, пытающихся проникнуть (проникших) на охраняемый объект или покинуть его в нарушение установленных правил, при оказании указанными лицами сопро-тивления и неповиновении;
– при осуществлении пропускного режима на охраняемых объектах про-изводить в случаях, предусмотренных законодательством и договорами на ока-зание охранных услуг, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при фи-зическом лице, изъятие вещей и документов, являющихся орудиями или пред-метами административного правонарушения, проверку документов граждан, удостоверяющих их личность, а также документов, дающих право на вход (вы-ход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) иму-щества на охраняемые объекты (с охраняемых объектов);
– осуществлять досмотр транспортных средств при их въезде (выезде) на охраняемые объекты (с охраняемых объектов);
– осуществлять физическое задержание лиц, совершивших правонаруше-ния в отношении охранника, лиц охраны, либо на охраняемом объекте, и неза-медлительно передавать задержанных лиц в правоохранительный орган;
– доставлять, то есть принудительно препровождать, физических лиц, со-вершивших правонарушение, в помещения охраны или в орган внутренних дел;
– применять в случаях и порядке, установленных настоящим Законом, физическую силу, специальные средства, гражданское и служебное оружие.
Нарушение охранником законных прав и свобод граждан влечет за собой установленную законодательством ответственность.
Охранник, выполняющий функции телохранителя по защите жизни и здоровья охраняемого лица имеет право:
– осуществлять защиту жизни и здоровья охраняемого лица, в том числе и с использованием гражданского и служебного оружия и специальных средств;
– осуществлять физическое задержание лиц, совершивших правонаруше-ния в отношении охраняемого лица, телохранителя, и незамедлительно переда-вать задержанных лиц в орган внутренних дел;
– применять в случаях и порядке, установленных настоящим Законом, физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие;
– доставлять, то есть принудительно препровождать физических лиц, со-вершивших правонарушения, в помещение охраны или в орган внутренних дел;
– исполнять функциональные обязанности охранника.

Статья 20. Правовой статус сыщика

На сыщика, работающего по трудовому договору, распространяется дей-ствие законодательства о труде.
Сыщик (индивидуальный предприниматель) осуществляет сыскную дея-тельность в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Зако-ном.
Гражданин, претендующий на работу в качестве сыщика, при заключении трудового договора с сыскной организацией обязан предоставить наряду с до-кументами, предусмотренными Трудовым кодексом, также документы, под-тверждающие прохождение специальной подготовки и документы, подтвер-ждающие наличие у него юридического образования.
Гражданин, претендующий на занятие индивидуальной предпринима-тельской деятельностью по оказанию сыскных услуг, обязан зарегистрировать-ся в качестве индивидуального предпринимателя в установленном законом по-рядке, получить лицензию на осуществление сыскной деятельности, пройти специальную подготовку и иметь высшее юридическое образование, либо иметь непрерывный трехлетний стаж работы в оперативных или следственных подразделениях правоохранительных органов.
Не вправе претендовать на приобретение статуса сыщика, лица, не отве-чающие требованиям статьи 19 настоящего Закона.

Статья 21. Права сыщика

Сыщик имеет право:
– опрашивать граждан с их согласия;
– осуществлять наблюдение, в том числе с использованием технических средств, за исключением специальных технических средств, используемых в оперативно-розыскной деятельности;
– получать информацию от граждан и должностных лиц с их согласия;
– исследовать предметы и изучать документы с письменного согласия их владельцев;
– осуществлять внешний осмотр зданий, сооружений, строений, помеще-ний, участков местности, транспортных средств и других объектов для получе-ния необходимой информации;
– принимать меры по закреплению (фиксации) следов события;
– применять в случаях и порядке, установленных настоящим Законом, физическую силу и специальные средства.
Нарушение сыщиком прав и свобод граждан влечет за собой установлен-ную законодательством ответственность.

Статья 22. Профессиональная подготовка, переподготовка и повы-шение квалификации руководителей охранных и сыскных организаций, охранников и сыщиков

Профессиональную (специальную) подготовку, переподготовку и повы-шение квалификации руководителей охранных и сыскных организаций, охран-ников (телохранителей) и сыщиков осуществляют негосударственные образо-вательные учреждения, являющиеся юридическими лицами и имеющие лицен-зию на образовательную деятельность.
Переподготовка руководителей охранных и сыскных организаций, ох-ранников (телохранителей) и сыщиков, осуществляется один раз в пять лет.
Лицензирование образовательной деятельности негосударственных (ча-стных) образовательных учреждений, имеющих намерение осуществлять про-фессиональную (специальную) подготовку, переподготовку и повышение ква-лификации руководителей охранных и сыскных организаций, охранников (те-лохранителей), сыщиков, и контроль за такой деятельностью осуществляют Го-сударственный орган по образованию и подчиненные ему органы, при наличии соответствующих учебных программ, согласованных с правоохранительными органами.
Государственные образовательные учреждения вправе осуществлять профессиональную (специальную) подготовку, переподготовку и повыше-ние квалификации руководителей охранных и сыскных организаций, охранни-ков (телохранителей) и сыщиков при отсутствии условий такой подготов-ки негосударственными образовательными учреждениями и если это не проти-воречит законам и иным нормативньм правовым актам, регулирующим дея-тельность указанных образовательных учреждений.

ГЛАВА V. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО И СЛУЖЕБНОГО ОРУЖИЯ.
ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
В ОХРАННОЙ И СЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 23. Пределы применения физической силы, специальных средств и использования гражданского, служебного оружия и технических средств

При осуществлении охранной деятельности разрешается использование гражданского, служебного оружия, технических средств, а также применение физической силы и специальных средств.
При осуществлении сыскной деятельности разрешается применение фи-зической силы, специальных средств и использование технических средств.
Порядок и пределы использования гражданского, служебного оружия, технических средств, применения физической силы и специальных средств в охранной и сыскной деятельности устанавливаются настоящим Законом, дру-гими законами и иными нормативными правовыми актами Государства.
Перечень видов оружия, состоящего на вооружении охранников, и поря-док приобретения, учета, хранения и ношения гражданского и служебного оружия утверждается правительством государства.
Порядок списания и нормы положенности гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются правительством государства. Нормы положенности гражданского и служебного оружия и патронов к нему должны обеспечивать соответствующий уровень подготовки охранников и эффективное выполнение охранными организациями задач охранной деятельности.
Перечень видов специальных средств, применяемых охранниками, ут-верждается правительством государства.
Потребность в конкретных видах, типах, моделях, количестве граждан-ского и служебного оружия, а также специальных средств при оказании охран-ных услуг определяются руководителем охранной организации.
Получение лицензии на приобретение гражданского и служебного ору-жия, а также разрешения на хранение и ношение гражданского и служебного оружия, специальных средств, осуществляется в соответствии с законодатель-ством государства.

Статья 24. Условия применения физической силы, специальных
средств, гражданского и служебного оружия

При исполнении своих трудовых обязанностей охранник и телохранитель имеют право на применение физической силы, специальных средств, граждан-ского и служебного оружия только в случаях и в порядке, предусмотренных на-стоящим Законом, а также в состоянии необходимой обороны, крайней необхо-димости или при задержании лица, совершившего преступление или админист-ративное правонарушение.
В ходе осуществления сыскной деятельности сыщик имеет право на при-менение физической силы и специальных средств в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости, а также при задержании лица, совершившего преступление или административное правонарушение.
Охранник и телохранитель при применении физической силы, специаль-ных средств, гражданского и служебного оружия, и сыщик при применении физической силы или специальных средств обязаны:
– уведомить правонарушителя об исполнении охранником, телохраните-лем или сыщиком служебных обязанностей;
– предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом, дос-таточно времени для выполнения требований охранника, телохранителя или сыщика, за исключением случаев, когда промедление в применении физиче-ской силы, специальных средств, гражданского или служебного оружия может создать непосредственную опасность для жизни и здоровья охранника, тело-хранителя или сыщика, охраняемого лица или повлечь за собой иные тяжкие последствия либо когда такое предупреждение в создавшейся обстановке явля-ется неуместным или невозможным;
– стремиться в зависимости от характера и степени опасности правона-рушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы ущерб, причиняемый при этом, был минимальным;
– обеспечить оказание доврачебной помощи лицам, получившим телес-ные повреждения, и немедленно сообщить о происшедшем в органы внутрен-них дел и учреждения здравоохранения;
– в обязательном порядке сообщать в прокуратуру обо всех случаях смерти или причинения вреда здоровью.
Применение гражданского и служебного оружия в состоянии необходи-мой обороны не должно причинять вред третьим лицам.
Охранники, телохранители и сыщики обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств, гражданского и служебного оружия.
Такая проверка осуществляется в порядке, определяемом правоохрани-тельными органами.
Применение охранником физической силы, специальных средств, граж-данского или служебного оружия или сыщиком физической силы, специальных средств с превышением своих полномочий, пределов необходимой обороны или крайней необходимости, а также превышение охранником или сыщиком мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (админи-стративное правонарушение), может повлечь за собой аннулирование правоох-ранительным органом соответствующего разрешения, иную ответственность, установленную законодательством.

Статья 25. Применение физической силы

Охранник, телохранитель и сыщик при исполнении служебных обязанно-стей имеют право применять физическую силу для пресечения преступлений или административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, а также для преодоления сопротивления своим законным требованиям в слу-чае, если ненасильственные способы воздействия не обеспечивают исполнение возложенных на охранника, телохранителя и сыщика обязанностей.
Статья 26. Применение специальных средств и гражданского оружия

Охранник, телохранитель имеют право применять специальные средства и гражданское оружие в случаях:
– отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здо-ровью либо жизни и здоровью охраняемых лиц;
– пресечения преступлений в отношении охраняемых лиц и охраняемой собственности, если правонарушитель оказывает физическое или вооруженное сопротивление;
– задержания лиц, застигнутых при совершении преступления против жизни и здоровья или собственности, если указанные лица пытаются скрыться либо имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать воо-руженное сопротивление и если иными ненасильственными способами осуще-ствить их задержание не представляется возможным;
– оказания задержанными лицами сопротивления, опасного для жизни и здоровья охранника и (или) телохранителя, при доставлении их в служебное помещение охраны или правоохранительный орган;
– необходимости остановить на охраняемом объекте транспортное сред-ство, водитель которого не выполнил законное требование охранника или тело-хранителя остановиться;
– пресечения попытки завладеть специальными средствами (гражданским оружием) охранника (телохранителя).
В качестве специальных средств охранник, телохранитель при исполне-нии обязанностей вправе применять: резиновые палки, наручники, средства принудительной остановки транспортного средства, служебных собак.
Порядок применения средств принудительной остановки транспорта и служебных собак определяется правительством государства.
Сыщик имеет право применять специальные средства в состоянии необ-ходимой обороны, крайней необходимости, а также для задержания лица, со-вершившего преступление, либо для пресечения попытки завладеть специаль-ными средствами сыщика.
Перечень видов специальных средств, используемых в охранной и сыск-ной деятельности, утверждается правительством государства.
В качестве гражданского оружия охранник, телохранитель при исполне-нии трудовых обязанностей может применять: огнестрельное бесствольное оружие, газовое оружие, электрошоковые устройства и искровые разрядники, за исключением аэртайзеров с выбрасывающимися электродами.
Охранник, телохранитель имеют право использовать огнестрельное бес-ствольное оружие и газовое оружие для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызо-ва помощи.
Запрещается применять специальные средства и гражданское оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными при-знаками инвалидности и несовершеннолетних в случае, когда их возраст оче-виден или известен охраннику, телохранителю или сыщику, кроме случаев ока-зания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо воору-женного нападения, угрожающего целостности охраняемого объекта, жизни и здоровью охранника, телохранителя или сыщика, лиц охраны либо охраняемо-го лица.

Статья 27. Применение служебного оружия

Охранник, телохранитель имеют право применять служебное оружие в случаях:
– отражения нападения на охранника или охраняемое лицо, если их жизнь или здоровье подвергаются непосредственной опасности;
– отражения группового или вооруженного нападения на охраняемый объект, а также отражения посягательства на него, сопряженного с применени-ем насилия, опасного для жизни или здоровья охранника, телохранителя, лиц охраны, охраняемого лица, если другими средствами отразить указанные напа-дения или посягательство невозможно;
– пресечения попытки завладеть служебным оружием охранника, тело-хранителя;
– задержания лиц, застигнутых при совершении тяжкого или особо тяж-кого преступления против жизни и здоровья или собственности при оказании указанными лицами вооруженного сопротивления, если другими способами и средствами задержать их невозможно.
Охранник, телохранитель имеют право применять служебное оружие для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.
Запрещается применять служебное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних в случае, когда их возраст очевиден или известен охраннику или телохранителю, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо воо-руженного нападения, угрожающего жизни или здоровью охранника или тело-хранителя либо жизни и здоровью охраняемого лица или охраняемой собствен-ности, а также при значительном скоплении людей, когда от применения ору-жия могут пострадать посторонние лица, в том числе в местах проведения ох-ранных мероприятий по обеспечении в соответствии с законодательством «О государственной охране» безопасности объектов государственной охраны.
О каждом случае применения служебного оружия охранник, телохрани-тель обязаны незамедлительно информировать правоохранительный орган по месту применения служебного оружия.

Статья 28. Использование технических средств

Использование технических и иных средств при осуществлении охранной и (или) сыскной деятельности не должно нарушать права и свободы граждан, наносить вред жизни и здоровью граждан и окружающей среде.
При осуществлении охранной и (или) сыскной деятельности запрещается использование специальных технических средств, которые предназначены (разработаны, приспособлены, запрограммированы) для негласного получения информации.
При осуществлении охранной деятельности допускается использование технических средств охраны, а при осуществлении сыскной деятельности до-пускается проведение видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, использова-ние технических и иных средств.
Перечень видов технических и иных средств, используемых при осуще-ствлении охранной и (или) сыскной деятельности, устанавливается правитель-ством государства.

ГЛАВА VI. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 29. Служба безопасности

Юридические лица, расположенные на территории государства, незави-симо от их организационно-правовых форм (за исключением коммерческих ор-ганизаций, иностранных компаний, зарегистрированных на территории госу-дарства, и компаний, имеющих в числе учредителей иностранных физических и юридических лиц, а также юридических лиц с особыми уставными задачами) вправе создавать службы безопасности.
Основными задачами службы безопасности являются:
– защита экономической безопасности юридического лица;
– обеспечение безопасности жизни и здоровья работников юридического лица от противоправных посягательств;
– оказание содействия правоохранительным органам в борьбе с преступ-ностью, обеспечении общественной безопасности и правопорядка.
Учредительные документы юридического лица должны содержать сведе-ния о наличии в структуре юридического лица службы безопасности, утвер-жденные руководителем юридического лица и согласованные с соответст-вующими правоохранительными органами.
Руководитель службы безопасности назначается приказом руководителя юридического лица по согласованию с правоохранительными органами.
Руководитель юридического лица, имеющий лицензию на работу со све-дениями, составляющими государственную тайну, назначает руководителя службы безопасности по согласованию с государственным органом по безопас-ности.
В интересах собственной безопасности юридического лица допускается использование службами безопасности специальных и технических средств, в том числе средств оперативной радио- и телефонной связи, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также не нарушающих права и свободы граждан.
Лицензии на негосударственную (частную) охранную деятельность и не-государственную (частную) сыскную деятельность юридическим лицам, соз-давшим службу безопасности и руководителям указанных служб, не выдаются.
Контроль и надзор за деятельностью служб безопасности осуществляется в соответствии с положениями главы IX настоящего Закона.

ГЛАВА VII. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОХРАННЫХ И СЫСКНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ, СЫЩИКОВ И СЛУЖБ БЕЗОПАСНОСТИ
С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 30. Общие положения

Охранные, сыскные организации, сыщики и службы безопасности явля-ются субъектами обеспечения безопасности, обладают правами и обязанностя-ми по участию в обеспечении безопасности в соответствии с настоящим Зако-ном, другими законами государства.
Государство обеспечивает правовую и социальную защиту охранникам, телохранителям и сыщикам, оказывающим содействие в обеспечении безопас-ности в соответствии с данным Законом. Законные требования охранника, при оказании содействия правоохранительным органам по прекращению правона-рушений, обязательны для исполнения гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства. При предъявлении указанных требований, охранник обязан предъявлять гражданину документ, подтверждающий факт оказания им такого содействия.
Взаимодействие правоохранительных органов в области охраны право-порядка и обеспечения безопасности с охранными и сыскными организациями, сыщиками, службами безопасности осуществляются по следующим основным направлениям:
– обеспечение безопасности государства;
– охрана правопорядка и борьба с преступностью;
– защита прав и законных интересов граждан и обеспечение экономиче-ской безопасности юридических лиц;
– защита прав и законных интересов охранных, сыскных организаций, сыщиков, обеспечение собственной безопасности;
– розыск скрывшихся преступников и поиск лиц, пропавших без вести;
– розыск похищенного или утраченного имущества, находящегося в ча-стной, государственной или муниципальной собственности либо в собственно-сти иной формы.
Оказание охранными, сыскными организациями, сыщиками, службами безопасности содействия государственным органам по упомянутым направле-ниям является обязанностью указанных организаций и сыщиков.
Оказание правоохранительными органами содействия охранным, сыск-ным организациям, сыщикам, службам безопасности по упомянутым направле-ниям является обязанностью указанных органов в части, касающейся противо-действия угрозам, реагирование на которые входит в компетенцию соответст-вующих государственных органов.
Взаимодействие охранных, сыскных организаций, сыщиков, служб безо-пасности с правоохранительными органами осуществляется на основании со-глашений путем взаимного обмена информацией, проведения совместных либо согласованных мероприятий, предусмотренных законодательством.
Правоохранительные органы на основании соглашений вправе предос-тавлять охранным, сыскным организациям, сыщикам, службам безопасности на основании их письменных запросов, а также на основании договоров на оказа-ние охранных (сыскных) услуг информацию о наличии у физического лица су-димости или о нахождении его в розыске.
В целях осуществления взаимодействия правоохранительных органов с охранными, сыскными организациями, сыщиками, службами безопасности по вопросам обеспечения безопасности государства, охраны правопорядка и борь-бы с преступностью при органах государственной власти и органах государст-венной власти субъектов государства могут создаваться в установленном зако-ном порядке координационные (консультативные) советы.

Статья 31. Права и обязанности охранных, сыскных организаций,
сыщиков и служб безопасности

При осуществлении взаимодействия с правоохранительными органами охранные, сыскные организации, сыщики и службы безопасности на основании соглашений вправе:
– предоставлять интересующую их информацию на основании соглаше-ний об информационном обеспечении либо на основании письменных запросов указанных органов;
– участвовать в мероприятиях по охране правопорядка и борьбе с пре-ступностью, оказывать содействие при проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
При осуществлении взаимодействия с правоохранительными органами охранные, сыскные организации, сыщики и службы безопасности на основании соглашений обязаны:
– информировать правоохранительные органы в соответствии с их ком-петенцией о выявленных угрозах безопасности личности, обществу и государ-ству;
– сообщать в соответствующие правоохранительные органы о фактах го-товящихся и совершенных преступлений и по возможности принимать меры по сохранению следов преступления;
– оказывать содействие правоохранительным органам в задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, разыскиваемых преступников, а также в поиске лиц, пропавших без вести.
Статья 32. Участие охранных, сыскных организаций, сыщиков, служб безопасности в мероприятиях по охране правопорядка и борьбе с
преступностью

Охранные, сыскные организации, сыщики и службы безопасности на ос-новании соглашения вправе участвовать в мероприятиях по охране правопо-рядка и борьбе с преступностью.
При чрезвычайных обстоятельствах охранные, сыскные организации, сыщики и службы безопасности могут привлекаться к проведению соответст-вующих мероприятий по инициативе правоохранительных органов в пределах, не нарушающих обязательств охранных, сыскных организаций, сыщиков по до-говорам об оказании охранных (сыскных) услуг.

ГЛАВА VIII. ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ ОХРАННИКОВ, ТЕЛОХРАНИТЕЛЕЙ И СЫЩИКОВ

Статья 33. Правовая и социальная защита охранников,
телохранителей и сыщиков

Охранники, телохранители и сыщики, работающие по трудовому догово-ру, подлежат обязательному страхованию за счет средств работодателя на слу-чай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осу-ществлением ими своей служебной деятельности.
Средства, направляемые на обязательное страхование, в полном объеме включаются в себестоимость услуг, оказываемых охранной, сыскной организа-цией или сыщиком.
Статья 34. Право охранников, телохранителей и сыщиков на
объединение в профессиональные союзы

Охранники, телохранители и сыщики в целях защиты своих социально-трудовых прав и интересов вправе объединяться или вступать в профессио-нальные союзы. Никто не вправе препятствовать профессиональным союзам охранников, телохранителей и сыщиков в их законной деятельности.
Порядок образования указанных профессиональных союзов и их компе-тенция определяются законодательством.
Статья 35. Ответственность за несоблюдение гарантий правовой и социальной защиты охранника, телохранителя и сыщика

В случае несоблюдения предусмотренных настоящим Законом гарантий правовой и социальной защиты охранника, телохранителя и сыщика виновные в этом руководители охранных, сыскных организаций, государственных орга-нов несут ответственность, установленную законодательством.

ГЛАВА IX. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В СФЕРЕ ОХРАННОЙ
И СЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 36. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, оборотом оружия в охранной деятельности

Контроль за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему, за использованием специальных и технических средств в охранной дея-тельности, а также за соблюдением лицензионных требований и условий в ох-ранной и сыскной деятельности осуществляют соответствующие министерства государства в пределах, установленных настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами государства.
Должностные лица, уполномоченные осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему, за использованием спе-циальных и технических средств в охранной деятельности, а также за соблюде-нием лицензионных требований и условий в охранной и сыскной деятельности, вправе требовать в пределах своей компетенции от руководителей указанных организаций предоставления соответствующих документов и получать в пись-менной и устной форме информацию, необходимую для выполнения контроль-ных функций.

Статья 37. Надзор за охранной и сыскной деятельностью

Надзор за исполнением законодательства, регулирующего охранную и сыскную деятельность, осуществляют генеральный прокурор государства и подчиненные ему прокуроры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *